?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост




Киришские музыканты обеспокоены положением дел в Школе искусств.


Удивленные читатели, которые слышали, что Школа искусств будет постепенно сдана в аренду, рок-музыканты, которых чуть было не выселили из подвального помещения школы, оркестранты, уже год не репетирующие в большом зале, и преподаватели, которым кажется, что уровень образования в школе падает, – время от времени бьют тревогу и обращаются в редакцию за помощью. 

Скорее всего, такое количество людей не стало бы раздувать конфликтные вопросы, если бы их на самом деле не было.


Ноты счет любят. Школа.
 
«Простучи мелодию, которую я сыграю. А теперь спой». Такие слова можно было услышать раньше при поступлении в Киришскую школу искусств. 6-7-летний малыш барабанил ритм, голосил песню, а родители с надеждой выслушивали вердикт педагогов – годен ли их ребенок, чтобы обучаться в музыкальной школе. 

Это было раньше. Сейчас поменялось время, деньги начали играть главную роль. А так как нынешний директор Школы искусств – математик, то и в школе процветает рыночная экономика. Например, сегодня без всякого отбора на подготовительном отделении могут обучаться четырехлетние дети. Так, по словам директора школы, Л.В.Дюккиевой, педагоги воспитывают себе достойных учеников. 

Создана и послешкольная программа, которая предполагает дополнительное начальное профессиональное образование, например, если ребенок решил поступать в музыкальное или художественное училище. Тогда он может заниматься по специальной программе еще три года. Следует заметить, что и раньше увлеченные дети продолжали учиться в Школе искусств вплоть до окончания общеобразовательной школы. Правда, по словам директора, в то время они оформлялись как второгодники. Хотя как выпускника-отличника можно оставить на второй, третий и четвертый год? Загадка. Но мы готовы поверить в новинку этой программы, ведь нужно же как-то школе отчитываться. Тем более другие программы школы вызывают куда больше вопросов. Например, детский ансамбль саксофонов чуть было не перестал разучивать новые мелодии. Просто оказался лишним в созданных учебных планах. Но музыканты – странные люди, и занятия ансамбля все равно продолжились, даже несмотря на то, что руководитель ансамбля перестал получать зарплату за свою работу. 

Качество знаний и успеваемость в школе теперь измеряются в процентах. И по итогам 2006-2007 учебного года колеблется от 83,9% до 100%. Это далекому от цифр человеку не понятно, как можно качество в проценты перевести. А в Школе искусств знают: качество знаний – это полученные за год  четверки и пятерки. Тогда и картина радужная на первый взгляд – такие высокие показатели! Значит, большинство из 682 учеников – дети талантливые и развитые.

Но, оказывается, учебные программы школы негласно разделены на три уровня: общекультурный,базовый и углубленный. «Мы не можем сегодня себе позволить работать только с талантливыми детьми», – поясняет Лариса Владимировна. - «В школе есть дети, которые не тянут даже базовый уровень. Им достаточно научиться играть несколько классических произведений, а в остальном заниматься, например, бардовскими песнями». Какую программу «тянуть» тому или иному ученику, решают методист и заведующий отделом. Причем, по словам директора школы, на общеобразовательный уровень перешли уже порядка 85% учеников Школы искусств. На экзаменах же ученики играют произведения разного уровня сложности и получают одинаковые оценки. В конечном счете, ребенок, с отличием закончивший Киришскую школу искусств, может не уметь играть классику. 

С другой стороны, его сосед по парте, закончивший с четверками, будет подготовлен к поступлению в музыкальные училища. Такая система называется модным сейчас словосочетанием - «индивидуальный подход». 

Логично предположить, что цель школы – просто привлечь как можно больше детей. Наступил тебе медведь на ухо? – приходи в Школу искусств. И через семь лет ты можешь с гордостью похвастаться, что закончил музыкальное отделение. Можно ведь не уточнять, что ты играл три аккорда и пел «Что такое осень?». Многие преподаватели старой закалки ропщут, не согласны понижать уровень образования. Большинство из них считают, что в Школе искусств должны давать классическое образование, а остальному можно научиться и дома. С такими несогласными проводятся долгие и мучительные педсоветы. Сама директор и не отрицает, что таким образом она пытается найти общий язык с творческими людьми, говорит: «Это те люди, которые не принимают однозначных приказов. Им требуется много объяснений». 

Кроме объяснений, оказывается, непослушным преподавателям требуется постоянный контроль.Так, педагоги жалуются на частые проверки. Кого же во время уроков пытается найти пытливый директор?Оказалось, «левых» учеников, которых «школа не может обучать бесплатно». 


Наступили на горло песне. Оркестр.
 
Муниципальный эстрадно-симфонический оркестр 20 лет собирался в большом зале Школы искусств на репетиции и концерты. Состав оркестра уникальный: он объединяет несколько поколений киришан, от совсем юных музыкантов до опытных профессионалов. Но вот прибыли школе он не приносит. Поэтому оркестр не репетирует уже год. Однако, Л.В.Дюккиева заявила: «Оркестр не проводит занятия, потому что, после того, как его лишили статуса муниципального, у оркестрантов нет возможности зарабатывать деньги. Они просто не хотят в этом сознаться». Такое мнение имеет право на существование, если забыть, что «заработная плата» оркестранта составляла около 50 рублей в месяц. 

Конфликт директора школы с оркестрантами денежными вопросами не ограничивается. Оказывается, несчастных юных музыкантов из Школы искусств чуть ли не насильно заставляют приходить на репетиции и концерты оркестра. И перед их родителями директору неудобно. Как объяснить мамам и папам, что их ребенок нечаянно полюбил оркестровую музыку и вечером остается на репетиции? Не должно, наверное, быть так. Отзанимался на уроках – и беги домой, нечего по всяким оркестрам ходить. Дабы неповадно было детей музыкой развращать, есть один выход – оркестр распустить. 

Но враз запретить собираться в Школе искусств нельзя - будет много возмущенных. Тогда руководство школы и администрация и придумали перенос расписания репетиций с шести часов вечера на восемь. Со стороны кажется – пошли навстречу неприкаянным музыкантам. Это если не учитывать, что репетиция длится около полутора часов, и оркестранты будут дома только в десять часов вечера. Или наоборот это обстоятельство учли те, кто «за» репетиции поздним вечером? Ведь теперь музыкантов-школьников, потенциальной смены состава оркестра, родители вряд ли на репетиции будут отпускать. И оркестр, глядишь, сам и развалится…
 

Не сошлись во вкусах. ДЖАМП.
 
Однажды в Санкт-Петербурге в метро мне встретился человек в футболке с надписью «Воланд» и с изображением киришских музыкантов на спине. Вы когда-нибудь встречали хоть одного поклонника какой-нибудь молодежной организации района? Я тоже нет. А вот наших исполнителей любят не только в родном городе. «Воланд» - рок-группа, которая начала свои репетиции в подвале Школы искусств в далеком 1991 году. С тех пор в студиях в том же подвале репетируют разновозрастные рокеры, от 11 до 40 лет. Создано уже более 15 рок-групп, которых знают по всему Северо-Западу. Они нашли своих поклонников в Москве, Твери и Вологде, но уже который год не могут добиться разрешения выступать в Киришах. 

«К идее проведения ДЖАМПов в подвальном помещении Школы искусств отношусь резко отрицательно», - говорит директор Л.В.Дюккиева. По её словам, если бы рокеры хотели выступать – давно бы уже устранили все нарушения пожарной безопасности в подвале. Но почему-то делать это за счет Киришского фонда музыкального творчества молодежи не хотят. Ждут, когда школа оплатит. 

С другой стороны, В.Ю.Ширнин, руководитель КФМТМ говорит, что привести подвал в соответствие с пожарными нормами ему не позволяют, руководствуясь тем, что подвальное помещение находится в ведении школы. «Все работы проводились бесплатно и не стоили школе ни копейки: ни один из огнетушителей, ни новенькие пожарные посты, ни смонтированные трубы, которые могут быть приварены за пару часов», - поделился Вячеслав. Похоже, что пожарная безопасность – только повод для запрещения рок-концертов. 

Есть и другие причины конфликта директора с рокерами. Так, Лариса Владимировна поведала о своих обидах: оказывается, её и одного из представителей районной администрации не пускают на ДЖАМПы. 
Однако эта претензия директора вызывает у руководителя Фонда изумление: «Как бы мы не пускали директора? Силой, что ли?». Действительно, даже представить трудно, что рокеры оттаскивали хрупкую женщину от входа в подвал, в который она непременно хотела попасть. То есть и эта версия отмены концертов довольно сомнительна. 

Неужели снова денежный вопрос? Скорее всего. Ведь Л.В.Дюккиева нам сообщила: «Подвал, к сожалению, отдан в бесплатную аренду Фонду. Именно к сожалению. Мы не имеем с этого ни копейки…» 

Сейчас модно создавать молодежные организации при власти. Для отчета. Одна организация плавно перетекает в другую, программы и лозунги сменяют друг друга. Ну и пускай киришская молодежь при власти пока только борется со скукой, раздавая шары в городе, и устраивая праздники. Глядишь, через год начнут переводить старушек через дорогу, а еще через год – будут раздавать нуждающимся книги. И все это непременно будет происходить при СМИ. Вспышка фотокамеры – представителю молодежи пожимают руки представители еще чего-то там. Зафиксировали? Теперь никто не усомнится, что молодые люди у нас что-то делают на благо общества. Но воспитывая молодых людей при кабинетах, власти отворачиваются от настоящей живой киришской молодежи, которая любит разную музыку и уже делает известными свой город и район.


Под каблуком.

Индивидуально-рыночный подход к ученикам, прессинг музыкантов из оркестра и попытка отвоевать подвальные помещения у ДЖАМПа – это то, что происходит в Школе искусств. В здании, которое должно объединять все виды творчества. 

Нельзя сказать, что в Киришской школе искусств все плохо. Детей, например, как и раньше, денежные конфликты взрослых мало интересуют. Они занимаются, ездят на конкурсы и многие побеждают. А педагогов теперь периодически отправляют на семинары, повышение квалификации. И даже, по словам директора, все помещения школы никогда не будут отданы в аренду. 

«Школа шла к развалу. Я прекрасно знаю цену того, что сделано мною и администрацией», - говорит Лариса Владимировна. Тяжело управленцу с людьми искусства: ни денег с ними не заработать, ни приказать им как следует. Но директор Школы искусств мужественно справляется. В кабинете у нее на полках рядами стоят, лежат, грудятся папки с должностными инструкциями, приказами и распоряжениями, программами и планами для сотрудников и учеников. Все под контролем. 

А то, что оркестр двадцатилетней выдержки не репетирует, а молодые музыканты вынуждены проводить концерты только в других городах, - это не так важно. Зато шубы в вестибюле школы директора радуют – они ни детей не переманивают, ни пожарную безопасность не нарушают. Тихо продаются себе по выходным, денег Киришской школе искусств приносят…

Светлана ЛЕКОМЦЕВА.
vetk@list.ru.

КИРИШСКИЙ ФАКЕЛ 29.05.2008 №22, 7 стр.



Такие дела.

Комментарии

( 14 комментариев — сказать )
tronkozavr
31 май, 2008 10:06 (UTC)
а если (чисто теоретически) сменить директора?
ну, допустим, что это произойдет.
существует ли реальный шанс (а не 1/100000), что удастся выбрать-назначить директора с "творчески человеческим" лицом и душой, если так можно выразиться?
есть ли человек, который взял бы на себя такую ответственность и который был бы с вами - неравнодушыми частичками Школы искусств - единодушен?

просто мне думается, что, пока "каблучить" будет эта женщина, будет постоянная борьба, которая, к сожалению и по обыкновению, завязана на деньгах.. А они подразумевают битву до крови. Желательно крови тех, кто мешает эти деньги получать.. До вашей то есть.

п.с. меня всегда удивляли математический учет и подход к творчеству и образованию.
смешно!
слезы, правда, сквозь смех..
volandband
31 май, 2008 11:53 (UTC)
точно.
сквозь смех.
n29063
31 май, 2008 12:54 (UTC)
+1
Все верно.
Хорошая статья. Вся правда, но без истерики и проклятий!
volandband
31 май, 2008 13:03 (UTC)
местами не для всех понятная, но посыл однозначный.
причем посыл директора сам понимешь куда...
:)
(Анонимно)
16 июн, 2008 14:34 (UTC)
по теме
Все верно, без пафоса и без укоров... Эх... А есль саксофонистам выйти на улицу перед школой Искусств и там репетировать, хотя бы пару дней.. Я бы с удовольствием послушал бы!!
volandband
17 июн, 2008 15:30 (UTC)
Re: по теме
Тяжело будет сформировать правильное общественное мнение среди большинства. которым весь этот шум около музыки - до фени... Начнут звонить и жаловаться, как всегда.
(Анонимно)
23 июн, 2008 11:29 (UTC)
Классная статья... Многое поняла, т.к. сама когда-то училась в Школе Искусств. Всё было нормально, а потом - новый директор, которой экзамен нужно отвечать так, чтобы "Она поняла"...
volandband
23 июн, 2008 20:05 (UTC)
да уж.
мне повезло окончить раньше все мои школы...
thelightest
2 апр, 2011 07:52 (UTC)
Здорово, что вам повезло =)
А мне повезло учиться математике (и жизни) у Ларисы Владимировны. И могу с уверенностью сказать, что человек она прекрасный, педагог отличный - сложную науку объясняла доступно и просто, на ее уроки мы бежали с радостью и ожиданием, никогда не жалела на нас личного времени после уроков и никогда не "давила авторитетом", была очень демократичным преподавателем...
А управлять вообще не так просто, и не всем это дано, особенно управлять творчеством в подобном заведении... Я верю, что Лариса Владимировна делает для школы все, от нее зависящее...
volandband
2 апр, 2011 08:01 (UTC)
человек, который, не моргая, врет в глаза - не человек для меня.
thelightest
2 апр, 2011 15:09 (UTC)
Ну а мне сложно вот так вот заочно и не зная всей подоплеки ситуации, обвинять глубоко уважаемую мною личность.
volandband
2 апр, 2011 16:50 (UTC)
я и не прошу обвинять.
я-то знаю всю подоплеку и потому обвиняю сам.
(Анонимно)
1 дек, 2008 17:19 (UTC)
А ВСЁТАКИ ЖАЛКО ШКОЛУ))))))))))
volandband
1 дек, 2008 17:33 (UTC)
ну да.
там сейчас сплошные шубы продают и тушенкой пахнет с доширакусом так, что краска со стен облезает...
( 14 комментариев — сказать )